ArsLab AC3. Просто и со вкусом. Журнал "АудиоМагазин"
Аудиофилия и меломания, несмотря на сходную симптоматику, — это, по сути своей, два совершенно разных социальных явления. Одно из самых популярных объяснений данного различия гласит, что если в первом случае человек слушает музыку, чтобы оценить преимущества имеющейся у него аппаратуры, то во втором — он приобретает аппаратуру лишь для того, чтобы наслаждаться музыкой. На этот раз мы со всей очевидностью столкнулись именно со вторым вариантом.
Увлечение аудиоаппаратурой непосредственно связано хотя бы с зачатками технических знаний о ней, в то время как настоящему меломану в принципе все равно, на чем именно слушать музыку, — и уж тем более ему не придет в голову смаковать какие-то конструктивные особенности своего тракта. Компания ArsLab, возможно, совершенно невольно, но, тем не менее, подсознательно позиционирует себя именно как производителя техники для меломанов, поскольку техническое описание тестируемых сегодня 3-полосных напольных колонок АСЗ выглядит на редкость аскетично. Несмотря на это, традиционно перед результатами прослушивания хочется поделиться с читателями своими наблюдениями по поводу конструкции данных АС.
Корпус собран из MDF, при этом на лицевую панель пошел лист дюймовой толщины, а на все остальные — толщиной 15 мм. Внутри имеется несколько вентилируемых ребер жесткости. В основании колонки установлена несъемная плита, назначение которой, на первый взгляд, имеет скорее декоративную функцию, так как данных о ее роли в виброразвязке корпуса от пола у нас нет, а площадь опоры АС она если и увеличивает, то очень незначительно. В комплекте имеются шипы с контргайками.
Приятно удивил тот факт, что все использованные динамики — собственного производства, а не покупные, как это часто бывает. Твитер ALTW01-01-08 имеет дюймовый тканый купол. СЧ-динамик ALWF06-03-08 оснащен пластиковым диффузором диаметром 125 мм с неподвижной металлической фазовыравни-вающей вставкой на оси излучения — вполне вероятно, параллельно выполняющей роль радиатора магнитной системы. Диффузор имеет внешний несимметричный S-образный подвес. Акустическое оформление динамика — закрытый ящик. Пара НЧ-динамиков ALWF06-01-08 с бумажными диффузорами диаметром 120 мм нагружены на общий объем со щелевым портом фазоинвертора, выведенного на заднюю панель. Там же находится единственная пара клемм для подключения усилителя. В нашем случае корпус отделан шпоном махагона. Страна изготовления — Китай.
Прослушивание
Внешний вид акустических систем, особенно их передних панелей, явился причиной некоторых воодушевляющих раздумий перед прослушиванием. Несимметричное расположение динамиков по вертикали относительно габаритных краев, то есть отсутствие абсолютной геометрической строгости и нарочитого благообразия, свидетельствует о том, что мы, к счастью, не имеем сейчас дела с "дизайнерскими" АС, которые в последнее время снискали определенную популярность, но в процессе проектирования которых мало кто задумывался о звуке. По крайней мере, сначала складывается мнение, что расположение динамиков едва ли является случайным и ему предшествовали практические опыты, измерения и прослушивания, а это дает вполне обоснованный повод ожидать от АС чего-либо интересного.
Оказалось, что совсем далеко друг от друга расставлять колонки не стоит. Оптимальным в условиях нашей комнаты прослушивания представлялось расстояние, равное приблизительно 2 -2,5 м. При более широкой расстановке сказывался недостаток энергетики, напора и в то же время — ясности. Оптимальное же расстояние делало звучание более плотным; кроме того, просветлялся верх и становились отчетливыми контуры кажущихся источников звука. Среди главных же достоинств удачно расставленных АС хотелось бы выделить возрастание комфортности (очевидно, что благодаря тональной сбалансированности, естественности, непринужденности) и убедительное звучание на невысоких уровнях громкости. Колонки "просыпаются" достаточно рано, звуча еще вполне тихо, но уже достоверно — и явно не потребуют неоправданно много мощности от усилителя. По мере прогрева из воспроизведения высоких частот уходили шероховатость и откровенное цыканье, да так, что уже стабилизировавшееся звучание поначалу показалось глуховатым и скромным на подробности. На деле же мы столкнулись с тем, что на себя указала не совсем уж высокая степень прозрачности, а соотношение тонов различной высоты, как уже отмечалось, оказалось достаточно верным и сбалансированным. Глубокий бас, проявляясь в меру скромно и не всегда ошеломительно, все же присутствует, обозначая собой наличие необходимой связующей опоры в произведениях. В середине диапазона, наиболее информативной его части, иногда может сказываться на общем впечатлении некая меланхоличность. Возможно, в этой описываемой черте открывается не всегда четко обозначающаяся тембральная точность в звучании натуральных инструментов. В наиболее ярких динамических контрастах хотелось бы почувствовать большую крутизну перепадов; в общем-то, значительное увеличение громкости может исправить положение — но, понятное дело, это может быть справедливым лишь до момента ограничений, вызванных компрессией в АС и способностями слушателя к легкой переносимости громких прослушиваний.
Помимо указанных черт в характере звучания, так или иначе причисляемых к индивидуальным особенностям, тестируемые колонки обладают целым рядом неоспоримых достоинств. На первом месте — отличные пространственные характеристики, когда обрисованное пространство имеет большой масштаб. Приятно обнаружить достаточную глубину музыкальной сцены, ее равномерное заполнение (без досадного выделения середины или краев, что можно встретить достаточно часто и у куда более дорогостоящих систем) и устойчивость образов. Часто создается впечатление, что звук в комнате прослушивания существует отдельно от колонок, в то время как они просто находятся рядом, а ведь и это — большое, к тому же весьма редкое достижение. Не менее важной чертой, описывающей звучание, является некритичность АС к проявлениям "характера", то есть врожденных (не всегда положительных) звуковых свойств, у других компонентов тракта. Благодаря такой универсальности, модели АСЗ, как представляется в результате работы с ней, вполне по силам предоставить слушателю возможность прикоснуться к богатому миру музыкальных образов и собственных фантазий с различными компонентами, не требуя при этом от них специфических наклонностей и особых характеристик.
Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №5 2009 www.audiomagazine.ru