Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90
Монументальный внешний вид и большая масса Arslab Old School Superb 90 намекают, что со звучанием всё должно быть хорошо. Люди, переставшие называть себя молодежью, могут оценить этот дизайн как классический и вспомнить примеры из своей молодости. Ностальгия усугубляется широкой лицевой панелью, расположением на ней динамиков и присутствием «крутилок» регулировки ВЧ и СЧ с графиками, поясняющими влияние регулировок на АЧХ. И последний штрих — табличка с надписью «Old School», набранная олдскульным шрифтом. Для тех, кто еще не понял. Я понял сразу и заочно влюбился в эти колонки, увидев их в оранжевой отделке. На тесте побывали черные, в рояльном лаке, которые смотрятся не так экстравагантно, особенно с установленными грилями, но зато «растворяются» в интерьере вместе со стойкой для ДК с черной аппаратурой. Тем более, что в нашем случае стоять каждой колонке предстояло на черном сабвуфере.
Параметры акустики:
Диапазон частот | 40—25000 Гц |
Номинальный импеданс | 4 Ом |
Чувствительность | 86 дБ |
Габариты (Ш×В×Г) | 340×650×400 мм |
Вес одной колонки | 30 кг |
Колонки поставляются в необычной упаковке: деревянной опалубке, вокруг которой обернут плотный картон, крепящийся к опалубке винтами. Внутри находятся уже знакомые по распаковке предыдущих подопытных фирмы наполнители form-in-place — пена, отформованная по форме колонки и крепко фиксирующая ее внутри упаковки. Сама колонка упакована в мешок из мягкой синтетической ткани.
Распаковав колонку, убеждаюсь в ее монументальности уже не по фото. Вес колонки на 10 кг превышает вес напольных колонок Arslab Classic 3, она ощущается большой по всем измерениям. При осмотре не нашел, к чему придраться. Качество изготовления на высоте. Все подогнано плотно, лаковое покрытие идеально, стиль соблюден до мелочей. Единственная возможная претензия — одна пара клемм, так что биампинга не получится. Сами же клеммы — внушительного размера и удобные в пользовании.
Разобрав колонку, можно увидеть уже привычный по другим изделиям фирмы подбор комплектующих и аккуратный и грамотный монтаж. Басовый динамик — 10-дюймовый Wavecor с мощной катушкой и большим линейным ходом, СЧ-динамик — 6-дюймовый Wavecor. Оба громкоговорителя надежно обеспечивают работу в своем диапазоне без искажений, в том числе на высокой мощности. Высокочастотная полоса представлена рупорным излучателем Morel с шелковой мембраной, позволяющим добиться еще большей динамики звучания при малых искажениях.
Кроссовер собран методом навесного монтажа с использованием проводников диаметром в один миллиметр, датских катушек Jantzen и конденсаторов Mundorf, а также деталей Audiocore.
Прослушивание колонок происходило в сложной в акустическом плане жилой комнате площадью 26 м² с высокими потолками. Колонки были установлены на гранитные плиты, которые, в свою очередь, были установлены сверху сабвуферов. Конструкция получилась жесткой и устойчивой. Поскольку колонки несимметричны, в первую очередь был отслушан менее очевидный вариант: колонки с сохранением их фронтального положения к слушателю, без разворота, устанавливались «динамиками наружу», т. е. с надписью «Old School» справа для левой колонки и слева для правой. Как и ожидалось, при большом расстоянии между колонками лучше себя показала другая расстановка — с «динамиками вовнутрь», как на фото. Дальнейшее прослушивание проводилось именно в такой конфигурации. В случае близкого расстояния между колонками стоит послушать оба варианта и выбрать наилучший.
Arslab Old School Superb 90 с первых же минут подтвердили свой серьезный внешний вид монументальным звучанием. Музыка заполняет всю комнату, звук открытый с широкой сценой. При прослушивании «In the Flesh» с диска «The Wall» Pink Floyd с трудом удается побороть желание встать, как положено при звучании гимна, настолько накрывает волна звука. Аналогичные ощущения от «Live Forever» с последнего альбома Black Sabbath. Колонки с легкостью выдают хороший панч и атаку в нижнем регистре. Для рока ощутимые басы очень важны, но не всегда другой акустике удавалось сохранить мягкость их подачи. Arslab Old School Superb 90 это удается. Современные поп-рок-записи с плотными басами также звучат очень внушительно. Таков весь альбом «Rock Steady» группы No Doubt. Слушая трек «Hey Baby», трудно поверить, что сабы при прослушивании не используются. Средние частоты детальные, к воспроизведению вокала придраться не удастся при всем желании.
Для анализа более высоких диапазонов частот — а в роке никаких претензий к перкуссии не возникло — перехожу на другие жанры. При прослушивании джаза и классики отмечаю яркое звучание духовых инструментов и скрипок, но без неприятной резкости. В треке «Falling» группы The Cat Empire трубы звучат сочно и немного истерично к концу трека, как и задумано, и это не вызывает дискомфорта. Последние полминуты песни очень насыщены инструментами, перекликаются многослойная перкуссия, спокойные и нервозные трубы, синтезированная «подложка» и даже диджейские скрэтчи. На большой громкости слышно каждый инструмент, но при этом все звучит цельно. Очень ценное свойство, не всякой акустике это удается. Однако при увеличении уровня громкости на усилителе появляется крикливость и дискомфорт. Неужели колонки не справляются? Проверяю на классике, на нескольких произведениях. На очень большой громкости проявляется резкость на скрипичных соло и подобие клиппинга на оркестровых тутти. Последнее обстоятельство наводит меня на мысль заменить усилитель. Возможно, в таком помещении и на таком расстоянии от колонок до точки прослушивания (3,5 метра) при чувствительности колонок 86 дБ не справляется транзисторный усилитель мощностью 120 Вт на 4-омной нагрузке. Замена усилителя на более мощный, выдающий 200 Вт при нагрузке в 4 Ом, подтвердила мою догадку: крикливость не возникала на любой громкости, которую удалось выдержать ушам, колонки справляются. Справедливости ради, следует отметить, что на такой громкости прослушивание проводилось специально, чтобы понять пределы акустики, а на типовых громкостях прослушивания (даже с запасом) оба усилителя справляются одинаково, просто у более мощного запас по громкости больше, и это удалось услышать.
Колонки тестировались на разных стилях больше недели, и положительное первое ощущение только усиливалось. Помимо стерео с цифровых источников, было прослушано несколько виниловых пластинок. Впечатления от звука можно описать парой слов: увлекательный и комфортный. Где необходимо — взрывной, где нужна вкрадчивость — нежный, но без сглаживания и потери детальности. Вопреки ожиданиям, на малой громкости колонки звучат достаточно информативно, слушать их интересно. Также колонки работали в составе многоканального домашнего кинотеатра, и все, кто посмотрел фильмы, звуковую дорожку которых в качестве фронтальных каналов озвучивали Arslab Old School Superb 90, отметили более «обволакивающие басы» в комнате. При этом не было гудения на больших уровнях громкости, наблюдавшегося при работе на фронтах колонок в ФИ-исполнении, стоявших на тех же местах.
Всегда полезно услышать стороннее мнение, и через 10 дней прослушиваний я пригласил на замеры акустики и для уточнения, правки, пополнения моих субъективных впечатлений участника конференции, автора серьезной статьи на нашем сайте и просто моего хорошего знакомого.
При начале прослушивания было сразу же озвучено мнение, что звук теперь, по сравнению с тем, что был в моей системе в прежние визиты, мягкий и комфортный. Но после прослушивания нескольких треков было высказано предположение, что, возможно, есть «горб» на нижних частотах, из-за чего бас очень «вкусный» и «округлый», но партии басовых инструментов на разных треках теряют часть своеобразия и звучат похоже. При этом бас интересный, разборчивый, собранный — претензия к нивелированию разницы, приведению к некоему общему знаменателю. Я, честно говоря, был все это время так очарован звучанием колонок, особенно в моем любимом роке и околоджазовых стилях, например звучанием контрабаса, что не обратил внимания на эту особенность. Оставалось проверить предположение, выяснить, на каких частотах присутствует подъем, если он есть, и попытаться отделить влияние помещения от звучания колонок.
Со вторым разобрались очень быстро. Я обычно слушаю, сидя перед диваном, т. е. почти на метр ближе к колонкам и настолько же дальше от угла комнаты. На слух эксперт отметил, что при более близкой точке прослушивания часть претензий снимается, но не все. Измерения подтверждают разницу АЧХ в двух точках прослушивания и наличие подъема в АЧХ с пиком около 40 Гц на красном графике (ближе к стенам):
Осталось отделить вклад помещения от звучания колонок в точке прослушивания. Выдвигаем одну колонку в центр комнаты и делаем замеры в ближнем поле (60 см).
На графике виден «горб» с пиком на 55 Гц с дальнейшим провалом на средних частотах. Провал на слух в комнате себя никак не выдает — возможно, колонки и не рассчитаны на прослушивание в ближнем поле, а в более благоприятном помещении в дальнем поле этот провал будет сглажен на графике. К тому же есть возможность воспользоваться регулировкой СЧ ±2 дБ. А вот горб на НЧ и позволяет колонкам выдавать такой низкий и «вкусный» бас. Очевидно, что в кроссовере уровень звучания низкочастотного динамика завышен и это позволяет ему звучать очень низко на типичных громкостях прослушивания. При проверке на слух генератором частот даже 35 Гц звучат хорошо различимо, также слышны и 30 Гц, но уже, конечно, с очень сильным ослаблением.
Для окончательного уяснения вопроса снимаем еще ближе (20 см) и направляем микрофон только на низкочастотный динамик.
Измеряем влияние на звук регулировок СЧ и ВЧ на передней панели. Тут все по эталону, как и нарисовано в поясняющей табличке на колонке.
В заключение измеряем и прослушиваем в трифонике с сабами. Сабы этим колонкам ни к чему — по крайней мере, в типовой незаглушенной комнате.
Что касается точек прослушивания, то для просмотра кино больше подходит более дальняя и «басовитая», а для прослушивания музыки — ближняя.
Влияние усиления и помещения выяснить удалось. Осталось выяснить влияние источника. Меняем мультибитный ЦАП на дельта-сигму. Звучание скучнеет, образы прилипают к колонкам и перестают заполнять всю комнату. В то же время, звук, потеряв часть «жира» и сдвинувшись в сторону мониторного, стал менее басовитым, и отчасти, учитывая трудное помещение, это даже в плюс. Но слушать такой звук долго неинтересно, он плоский и неувлекательный. Главное, что колонки способны сполна показать разницу источников — ранее я такую разницу мог услышать только в наушниках. Информативность, способность к передаче нюансов здесь на высоте. И это не противоречит тому, что колонки звучат масштабно, широкими мазками и хлестко. Вот такая смесь казалось бы несочетаемых свойств.
Графики перестали меня расстраивать, как только я про них забыл. Я так «прикипел» к колонкам, что теперь просто слушаю Arslab Old School Superb 90 и получаю удовольствие, поскольку решил приобрести именно эту пару в личное пользование. Но слушаю в правильной точке прослушивания!
Достоинства. Увлекательный, масштабный, басовитый звук. Широкая сцена. Отличная перегрузочная способность. Необычный и броский дизайн. Качественное изготовление. Возможность отрегулировать уровень высоких и/или средних частот под особенности помещения. Нетребовательны к месту установки в помещении.
Недостатки. Колонки требовательны к усилителю и источнику. Раскроются в большом помещении. Басовая подача устроит не всех.
В заключение предлагаем посмотреть видеообзор полочных колонок Arslab Old School Superb 90: