Artistic & Scientific

Акустика Arslab Studio 10

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ

Работать в эконом-классе можно по-разному. Раньше, создавая какой-либо товар, производители придерживались простой формулы «дёшево и сердито», экономя по возможности на всем подряд. Наш век изощрённого потребления скорректировал подход: даже бюджетное изделие должно выглядеть как нечто солидное и дорогое, вплоть до упаковки. В домашней акустике это, конечно, не обещает особо изысканного звучания, но у покупателей колонок начального уровня и запросы не высоки. Есть редкие примеры «от обратного», когда компании упрощают до предела дизайн и, вкладывая все отведенные средства в хорошие компоненты и материалы, но, к сожалению, на массовом рынке этот подход не работает. И совсем экзотичны случаи, когда в бюджетных рамках предпринимаются попытки создать достойные хай-файные модели, способные угодить и тем, кто слышит, и тем, кто «покупает глазами».

Пока не знаю, насколько новые и наиболее доступные в гамме Arslab модели Studio 10 оправдывают свое название, но уже вижу в них черты, характерные для самой редкой разновидности мониторов. Разработчики пошли по пути разумного упрощения (а иначе как ещё снизить цену?) конструкции, выбрав компактную двухполосную компоновку. Но при этом дизайн отнюдь не копеечный. Взгляните хотя бы на отделку настоящим шпоном черного ясеня и пылезащитные тканевые грили на прочных каркасах! Немалая масса каждого монитора говорит о солидной толщине стенок. А простукивание боковин дает понять, что корпус дополнительно задемпфирован (как выяснилось, распорками и битумными листами). И это – в колонках стоимостью менее 500 долларов за пару! Для меня загадка, как при таком бюджете удалось сделать настолько серьёзные корпуса. Наверняка сказался опыт, полученный при производстве других моделей, отработанные технологии сборки, грамотно подобранные по цене и свойствам материалы…

Вот давайте рассмотрим головки. Вверху – крупный 30-миллиметровый твитер с куполом из пропитанной ткани. Эти излучатели с неглубоким волноводом производят в Китае на Wavecor, но разрабатывали их скандинавские специалисты, ранее работавшие на Vifa. Легкая катушка, намотанная омедненным алюминиевым проводом, охлаждается ферромагнитной жидкостью. Сам магнит – классический, ферритовый.

Нижний и средний диапазоны воспроизводятся 6,5-дюймовым драйвером той же марки, сделанным также без явных намёков на экономию: упрочненный бумажный диффузор, длинноходный эластичный подвес и довольно крупная катушка на легком каркасе из стекловолокна. Ради снижения потерь, как указывает производитель, применен крупный высокоэффективный магнит и хорошо вентилируемая корзина, а подвес с «пауком» Conex гарантирует надежное демпфирование подвижной системы на предельных амплитудах.

В Arslab не указали ни тип, ни частоту среза примененных в Studio 10 фильтров, но по отдельным деталям можно кое-что предположить. В наборе комплектующих для каждого кроссовера две катушки Jantzen (Air Wire Core и Iron Core) и два конденсатора – пленочный Audiocore и биполярный Mundorf E-Cap AC RAW. В принципе, такой состав позволяет построить фильтры второго порядка. Ну а то, что одна из индуктивностей имеет пермитовый сердечник, а один из конденсаторов – электролит, прямо намекает на достаточно высокие их номиналы и, возможно, на относительно низкую частоту деления полос. Пищалка это, кстати, вполне допускает – собственная резонансная частота у нее всего 450 Гц.

Кроссоверы собраны методом навесного монтажа, резисторы и внутренняя проводка из меди OFC Audiocore. Подключение самое простое, через пару качественных капсулированных терминалов. Лаконичен и фазоинвертор – это прочно зафиксированная труба в верхней задней части корпуса.

Уже в ходе пробных включений тестовой системы стало понятно, что от Studio 10 можно ждать откровений. Испытуемая пара не была совсем новой, до этого она хорошенько размялась, отработав на выставках и в демозале не один десяток часов. Поэтому сразу наполнила комнату хорошо поставленным и отчасти даже «вкусным» звучанием – конечно, не таким рафинированным, какое бывает у дорогих студийных систем, но уж точно интригующим.

Главная специфика Studio 10 в том, что в их звучании иногда улавливаются тональные погрешности, но они не искажают музыкальный баланс! В частности, немного выделена широкая полоса с 500 и до 3000 Гц. Но поскольку эта часть самая богатая на гармонические обертоны акустических инструментов, то доминирование этой полосы воспринимается не как отклонение, а как добавка открытости и певучести. Дискомфорта эта особенность не доставляет. Прочих, а тем более неприятных подкрасок или локальных резонансов нет ни в средней, ни в нижней части воспроизводимого спектра. К краям частотного диапазона претензий вообще нет. Твитер легко отыгрывает вплоть до ультразвука и воспроизводит свою звонкую партию с похвальной нейтральностью. А в нижнем регистре ясно читаются самые низкие «структурные» колебания, хотя в целом глубина баса соответствует габаритам и объёму корпуса.

Здесь замечу, что испытание я начинал, установив мониторы на стойках в свободном поле – так, чтобы они были выдвинуты к точке прослушивания. Этот вариант покоряет изумительной глубиной пространственной картинки, которая, даже при узкой стереобазе, продолжает оставаться внушительной и по ширине. Вместе с масштабом получаешь и хорошую (а учетом цены – просто выдающуюся) детальность: реалистичны все хай-хэты и тарелки, щипок струны и «канифоль» смычковых, голосовые сибилянты и «дыхание».

Но воскликнуть «супер!» мешает лишь одно – дефицит плотного баса. Того самого, что помогает формировать «тела» всех крупных звуковых образов в стереопанораме. Решение проблемы находится быстро: Studio 10 надо ставить практически вплотную к стене! Если она капитальная и приглушена каким-либо покрытием, то сцена не потеряет глубины, а телесность улучшится радикально. Наличие акустической обработки тем более приветствуется. Она позволит получить от недорогих мониторов то, о чём вы и не мечтали: благозвучие в середине и мельчайшие артикуляционные нюансы, ощущение зала, натуральность передачи наиболее энергичных и насыщенных акустических инструментов, в том числе и басовой группы – например, виолончелей и контрабасов.

Не сомневаюсь, что Studio 10 легко перенесут и сотню подведенных ватт, но уже и при половине этой мощности, если в фонограмме присутствует энергичная ритмичная секция, могут быть заметны ограничения колебаний диффузоров. Конек этих мониторов – не грубая сила, а точность: ясность тембров, внятная деталировка, естественность передачи атаки, быстрая динамика и микродинамика.

С дорогими системами их роднит и высокая чувствительность ко всем компонентам системы. Как я позже удостоверился, даже в условиях обычной жилой комнаты без особой акустической подготовки Studio 10 способны в нюансах показать звуковые отличия акустических и межблочных кабелей, пространственные изменения при перефазировке сетевого питания усилителя, разницу в характере баса в зависимости от жесткости опор и т.д.

Кстати, сразу запаситесь различными самоклеющимися ножками для экспериментов. Похоже, это единственное, что можно улучшить в Studio 10.

КОМПОНЕНТЫ

  • Источники:
    • ноутбук Apple MacBook Air A1465
    • ЦАП Schiit Modi Multibit
  • Интегральный усилитель Atoll IN50
  • Кабели:
  • Фильтр питания Furutech e-TP80
  • Стойка Cold Ray Base

Акустическая система Arslab Studio 10
Производитель: Arslab (Россия)
www.arslab.ru

Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы
Акустическое оформление: фазоинвертор
Воспроизводимый диапазон: 45 — 20 000 Гц
Чувствительность: 88 дБ (2,83 В/1м)
Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 100 Вт
Номинальное сопротивление: 8 Ом
Отделка: чёрный ясень
Габариты: 200 х 350 х 360 мм
Масса 1 шт.: 7 кг

Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", июль 2017 г. www.salonav.com