Интервью с создателями акустики Arslab
СТОЛ, НАКРЫТЫЙ К ЮБИЛЕЮ
Поскольку мы встретились в том же составе, что и два года назад, то просто продолжили начатый ранее разговор. После поздравлений и соответствующих случаю пожеланий первый вопрос:
— Сколько всего было создано серийных моделей Arslab за 10 лет?
А.Ф.: Где-то 20 – 25. Самая стабильная наша линейка — Classic, сейчас выпускается уже в третьем поколении. Спрос на неё постоянен.
— На то она и классика. А какие модели самые успешные?
А.Ф.: Classic 3.5 и 1.5, как обычные версии, так и SE. Это настоящие хиты. Немного в стороне – Old School Superb 90, эта акустика полюбилась тем, кто хочет большой звук за разумные деньги. По количеству продаж она на втором или третьем месте. Конечно, сказывается конструкция модели: твитер Morel, переключатель для коррекции звучания, солидный корпус, масса 35 кг.
— Насколько я знаю, недавно выпущенная модель Arslab Anniversary 10, не менее внушительная.
А.Ф.: Юбилейная акустика вышла ограниченным тиражом, и при её создании мы не экономили. Она продаётся практически по себестоимости, получилось нечто вроде накрытого праздничного стола почитателям бренда Arslab.
Ю.Ф.: Когда нам сказали, что этой модели мы не зарабатываем, вот уж мы развернулись!
— И что же вы сделали?
А.Ф.: Это массивная трёхполосная система, у неё жесткий корпус с толстыми стенками и огромным количеством перегородок. Очень красивый шпон для отделки – дымчатый дуб. Басовый драйвер — 8-дюймовый Wavecor, сделанный по нашему спецзаказу с пулей и медными кольцами. Среднечастотник — SEAS с мягким саундом и ленточный твитер. Клеммы – WBT. И при этом пара систем продаётся всего за 149 тыс. руб. Всего выпущено 100 пар, больше произвести экономически не выгодно, да и «банкет» не может длиться вечно.
— А как насчёт традиционных акций типа «10 лет -10%», скидок на текущие линейки, «обвала цен» и т.д.?
А.Ф.: Наша акустика и так имеет хорошее отношение цена/качество, т.е. цена как бы изначально снижена. И что любопытно, наши покупатели редко идут на апгрейд – приобретают акустику и живут с ней. С одной стороны, это плохо для продаж, но хорошо характеризует продукцию. Человек покупает нашу акустику, скажем, за 50 тысяч, со временем хочет заменить на более дорогую от другого бренда, и выясняется, что она звучит не лучше более доступной Arslab.
— То, что рубль дешевеет, вас не пугает? Вы же в еврозоне производите…
А.Ф.: Да, в общем, нет. Покупатель, не готовый разбрасываться деньгами, подходит к выбору более вдумчиво, дольше готовится, читает, слушает. И это в большей степени клиенты Arslab, т.к. наша акустика — выгодное вложение. Как если бы они перехитрили систему, купив «Мерседес» по цене «Логана».
Мы сами производим и сами продаём, избегая промежуточных стадий, накручивающих цену. Кроме того, у многих компаний производство находится в разных местах – корпуса делаются на одном заводе, кроссоверы на другом, и т.д., значит, неизбежны издержки логистики. Поэтому, чтобы выдержать конкуренцию, в сам продукт приходится вкладывать довольно мало. Иногда в бюджетных моделях конкуренты используют корпуса из прессованного картона, т.к. даже самая дешёвая фанера не вписывается в бюджет. Это не плохо или хорошо, это закон рынка.
Ю.Ф.: Чудес не бывает. В том же Китае, где делается качественный продукт, не получается, дешевле, чем у нас.
А.Ф.: Если исключить долю разработки, то главные расходы приходятся на корпус, динамики и кроссоверы – и с этим у нас нет проблем. Корпуса делаем сами, не экономя. Динамики покупаем тысячами, фильтры собираем из европейских деталей без дополнительных расходов на доставку из Азии, как у многих компаний. Поэтому и можем себе позволить положить в продукт намного больше.
— «Аудиомания» продаёт акустику и других брендов, нет ли тут внутренней конкуренции с Arslab?
А.Ф.: У слушателей каждый бренд ассоциируется с каким-то звуковым образом, и если кому-то понравились ELAC или Monitor Audio, его вряд ли устроит звучание «Арслаба». Не по качеству, а по характеру. Кроме того, для многих важна известность бренда, его престиж, история. Прикоснуться к историческому артефакту…
Ю.Ф.: Когда на выставке видишь такую акустику, как Tannoy Prestige, например, прямо хочется подойти и потрогать. С большим уважением отношусь к подобным вещам – они до сих пор и выглядят здорово, и звучат достойно.
— За счёт чего формируется спрос на те или иные модели?
А.Ф.: У нас есть бестселлеры, которые будут продаваться всегда, мы их постоянно улучшаем. Кроме того, важна вариативность, т.е. обилие моделей на разный вкус. Кто-то хочет оранжевую колонку Old School, кто-то – узкую башню в красивом шпоне. Звук – главная составляющая акустической системы, но есть и эстетическое восприятие. Если вам не нравится вид колонок, то, скорее всего, не понравится и звук. Это и есть суть законченного изделия – когда всё в гармонии. Но мы не видим смысла делать из АС предмет интерьера или искусства.
— Учитывая нынешнюю, да и будущую экономическую ситуацию, нет ли планов сместить акцент на более доступные линейки?
А.Ф.: Дорогие системы – поле для экспериментов, мы не стараемся их продавать в больших количествах. В некоторых моделях Old School динамики по 300 евро, это нормально для звука, но реализовать их сложно. Зато мы на них обкатали материал корпуса – сэндвич из МДФ и полимера. Для большой серии решение нерентабельное, но нам интересно, как оно работает. До нас этого никто не делал, а эффект большой. Теперь будем думать, как его приложить к другим линейкам. Экспериментируем с динамиками Seas Excel, которые сделаны специально под нас, и с демпфирующими материалами.
Ю.Ф.: Демпфирование очень важно. На больших громкостях колонку буквально распирает, внутри у неё давление выше, чем снаружи на 20 дБ, и если экономить на жёсткости, мы не только корпус услышим — будет теряться энергия на НЧ.
А.Ф.: Компромиссный корпус убивает потенциал очень дорогих динамиков. Поэтому в High End используется даже алюминий и масса ухищрений, чтобы этого избежать.
Возможно, дорогих систем продастся всего несколько пар, но это очень хорошая школа – практический тест знаний и наработок. Так что вниз мы не пойдём — дешевле, чем Classic, всё равно не получится. Всё-таки у нас европейское производство, и мы докладываем «мяса в суп» иногда больше, чем нужно. Чтобы идти вниз, часть процессов придётся переносить в Азию, а мы оттуда в своё время ушли. Терять качество, за которое нас любят, не хочется.
Ю.Ф.: Массовое производство очень дорогое с т.з. капвложений – оно окупается, когда ты сделаешь 5 или 10 тыс. систем. А их ведь потом продать надо.
А.Ф.: Знаете, какая была дневная норма выпуска на заводе Радиотехника? 5000! И 10000 сотрудников. А у нас их всего 12.
Ю.Ф.: Так что будем продолжать то, что делаем. Насчёт этого есть общее понимание.
— Хорошо, с экономикой понятно. А с технической точки зрения, есть куда двигаться?
Ю.Ф.: Наша главная задача, чтобы АС имели минимальные искажения, но из-за ограниченного бюджета не всегда можем позволить себе использовать те динамики, которые бы хотели. Это и есть искусство возможного, о котором мы говорили в прошлый раз. С этой точки зрения перспективны профессиональные головки, способные держать большую мощность. И хотя по искажениям они иногда уступают хай-файным, слушать их интереснее. Общая динамика и высокая скорость нарастания обусловлены феноменальным отношением BL к массе подвижной системы. Головки Dynaudio и Morel были для нас эталоном по искажениям, но звучание у них не слишком интересное — правильное, точное, линейное, но отстранённое от музыки. Винтаж – другая крайность: с т.з. звукорежиссёра колонки звучат ужасно, но у них есть эмоции, есть жизнь. Профессиональные динамики по линейности и эмоциональности где-то посередине, вот их и хотим в будущем попробовать.
— Всеобщая цифровизация и гаджетомания влияет на продажи хай-фая? Мы, будучи школьниками, заглядывались на колонки и усилители в витринах, а сейчас все в смартфоны смотрят…
А.Ф.: Цифра не даёт хай-фаю умереть. Музыка теперь всегда с вами, когда вы приходите домой, её и там хочется слушать. Заметили, что на выставках стало больше молодёжи, чем раньше? Интерес растёт, это не быстрый процесс, но он идёт. На презентации Old School к нам приходили, в основном, молодые люди.
Ю.Ф.: Если вы живёте не один, чтобы находиться в общей социальной среде, всё-таки нужен хороший звук для всех.
— Если как-то обобщить всё сказанное выше, в чём главная составляющая успеха Arslab?
Ю.Ф.: Проблема многих брендов в том, что люди, умеющие продавать, не знают тонкостей создания товара, а инженеры без их помощи не способны сделать то, что сразу найдёт спрос. Технарей, которые могут что-то продавать, легко пересчитать по пальцам. Мы же нашли удачную форму взаимоотношений, консенсус между инженерными амбициями и рыночными ожиданиями, чтобы можно было работать эффективно и комфортно. И это наш главный успех, я считаю.
А.Ф.: Да, самое важное – взаимодействие, причём не только в инженерной и производственной сфере, но и с нашими клиентами, чтобы предвосхищать их потребности и давать лучший продукт по конкурентной цене.
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", октябрь 2018 г. www.salonav.com