Artistic & Scientific

Обзор. Arslab STARK. Твердая поступь

Если с непривычки вы не запутались в лабиринтах принадлежности к той или иной линейке, то уже знаете, что эти АС стоят особняком и на данный момент исполняют обязанности флагмана. Внешний вид Arslab Stark мониторно-ностальгический, в чем-то перекликается с эталонным стандартом классических моделей Spendor, и вполне может составить хорошую компанию поклонникам старой классики. Тёмные грили вносят некоторую строгость в облик и на контрасте со светлой отделкой выглядят эффектно и не скучно. Доступны колонки в светлом шпоне расцветки Дуб (Oak), и в будущем добавится элегантный Черный Ясень (Black Ash).

Тип корпуса фазоинверторный, с двумя портами на передней панели. Материал-березовая фанера, с толщиной каркаса 21 мм, и 22мм-панелей. Шумовиброизоляции уделено самое пристальное внимание, изнутри стенки задемпфированы битумными листами, используется усиление внутренней структуры стяжками и переборками, а как поглотитель -акустический поролон датского производства.

Акустические системы 3-полосные, от прежних моделей разработчики оставили однозначно проверенный по концепции и звуку купольный твитер WAVECOR с низкой резонансной частотой 410 гц, мотором на ферритовом магните и волноводной нагрузкой для формирования пространственной диаграммы излучения. Изменения коснулись в выборе остальных динамиков, и за среднечастотный драйвер с вуфером теперь отвечает профессиональная Beyma, с бумажным диффузором и тканевым подвесом с двухсторонней пропиткой, размерами 8’’ и 12’’ соответственно, с оптимизированной ферритовой магнитной системой.

Все кроссоверы в АС второго порядка, частота среза 300/3000Гц. В фильтрах использованы датские катушки индуктивности Jantzen, полипропиленовые конденсаторы Audiocore, конденсаторы Mundorf.

В сопротивлении привычным схемам по нынешним временам уж точно есть свое обаяние, но все-таки Arslab показали свои 8 Ом импенданса, а чувствительность 92dB позволит еще более расширить выбор усиления.

Почерк конструкторского бюро узнаваем, меня не раз удивляло на выставках упругое и ясное звучание громкоговорителей Arslab, особенно на контрасте с более именитыми соседями.

Несмотря на первые позиции в табеле о рангах, цена не завышена и приятно соответствует самым строгим внутренним допускам. Такие вольности может себе позволить компания со своим конструкторским отделом и производством, не имеющая посредников и позволяющая себе не экономить на комплектующих. И с возможностью экспериментировать, добиваясь все более высокого качества звучания.

Мелодичный бас, многообразный и гибкий, пусть не такой расширенный и глубокий, изредка поджарый, но энергичный, и достаточно быстрый и поворотливый. Насыщенный практически во всех доступных регистрах, и где требуется- тяжеловесный, как дипломатический комплимент. Приятное расположение к старому доброму року, так мучительно трудно уживающемуся с современными АС, несомненно порадует многих его почитателей.

В более тяжелом дивизионе трэш-метала, например, на треке «Enter Sandman» Металлики, мне не хватило на гитарных рифах и ударных «рваного железа», но такой жанр отыграть на моей памяти безукоризненно сумели лишь верхние Вестлейки.

Однако весьма убедителен в своем соло был виртуозный барабанщик Steve Smith в композиции «Two for one». С трюками на хай-хэте, жёстко, мощно с многомерным ритмом и выразительностью каждого удара. Гитара лишь подчеркнула оттенки, плотное звучание и пробивную динамику феноменальной техники.

Вокал Кайи Урб в романсе «Не Брани меня, родная» был восхитителен — легкий, подвижный, с приятной фактурой и тембром, обаянием и личными исполнительскими чудесами, а чувственный и естественный голос Трейси Чепмен с гармоничной соразмерностью силы и нерва, — душевным и располагающим.

Потаенная слеза «Una furtiva lagrima» «перуанского соловья» Juan Diego Florez, одна из любимых арий из репертуара лирических теноров. Если звуки верхнего регистра тут зазвучали легко и непринуждённо, то они потеряли бы свой смысл, ведь кульминационные ноты требуют в этой арии полного напряжения и отдачи, и просто живой и индивидуальной человечности. Акустические системы не грешили равнодушным отношением к теме, напротив, бережно обращаясь с жанровыми формами, поймали нерв этого исполнения, и влечение Неморино не растворилось в его профессиональных заботах.

Кроме исполнительского искусства не было оставлено без внимания и что творится в оркестровой яме. Малые и большие составы симфонического оркестра, легкие и насыщенные произведения с разным наполнением, многоплановостью и богатством. В этом амплуа колонкам удалось показать стопроцентно выигрышные свои качества, высокое разрешение и хорошее, динамичное звучание в большом помещении, отличную образность и сцену «без единого гвоздя» зажатости или смазанной четкости, с приемлемым ограничением глубинной локализации.

Бах и Перголези прозвучали без кафедрального уныния, «не фортепианно мыслящий» Чайковский хоть и без экспансии, но со сменой темпа от энергичности к отрешенности, беззаботно и легко, а Элегия в «Серенаде для струнных» с романтичной взволнованностью.

Не могу не отметить неожиданно колоритное звучание легких оркестровых произведений с преобладанием солирующих духовых инструментов, с мельчайшими нюансами динамики, с ясным и рельефным мелодическим очертанием, простотой нестесненного дыхания, приятной фактурой и кристально чистым основным тоном.

Но там, где музыкальный триумф провозглашался в мощном звучании хора и оркестра, акустические системы это преподнесли как что-то крупномасштабное, но обобщенное по форме, и все же надо отметить, эмоционально вытянули. «Сбитый прицел» в удовольствии от эпичности произведения мне сполна компенсировали интересные текстуры и психоделические партии смычкового баса, окруженного кружевами перкуссии в аудиофильных записях Isao Suzuki & Quartet.

Не отдаляясь от темы сумрака, стоит упомянуть хорошо прописанную и исполненную медитационную «мантру» Yulunga, сошедшую со «стапелей» творческой мастерской австралийского дуэта Dead Can Dance. «Танец как духовная практика» под рассыпающиеся звуки перкуссионного шейкера и надолго застревающих в памяти интонаций и глоссолалий, принадлежащих мощному потустороннему контральто солистки, с шаманскими перкуссиями и этническими инструментами. Эзотерику музыкального языка, оттенки и мельчайшие акценты эти колонки приятно освежили, не упустили трудновоспроизводимый ускользающий «дребезг» на этнических барабанах, и в общем порадовали мой придирчивый к деталям аудиофильский слух.

Несмотря на представительные габариты- 430x1020x340 мм и вес 40 кг каждая, эти акустические системы придутся ко двору и в загородном доме, и в помещении в стиле лофт, в эклектичном или классическом интерьере, и в обычной городской квартире. Разработчики уже позаботились о развязке с полом, и в комплект входят шипы.

Эксперименты показали, что колонки не сильно требовательны к прослушиванию из определенной точки, выраженной направленностью не страдают, с достаточной областью sweet spot, и размещение по схеме «равносторонний треугольник» и на более удаленном расстоянии имеют право на жизнь, учитывая размеры комнаты и схему расположения в ней. Мы, конечно, понимаем, что вряд ли в систему с Arslab Stark будет куплен такой дорогой CD-плеер, как ESOTERIC X-03 SACD, но на замену источника акустические системы отозвались с благодарностью: задышали, появились более благородные нотки, заметно углубился бас.

В жанровые рамки не закованы, и если в ваши предпочтения не входит стенобитный бас, изощренность на инфранизе и супердетальность на многослойных сложных комплексах или экстремальных стилях, то Arslab STARK вполне вас порадует на старом добром роке, вокале, джазе, клубных, электронных, и разной сложности классических оркестровых произведениях. А если еще учесть хорошую перегрузочную способность и отличный баланс между всеми частями частотного диапазона, и согласованность, понятно, что такое сочетание достоинств редко встретишь на акустических системах такого ценового диапазона.

Традиционные и практичные, без глянцевой модности, с ностальгическим взаимодействием с той самой питательной средой, на основе которой формировались вкусы нескольких поколений, возможно эти громкоговорители помогут освежить в памяти старое доброе звучание, и определенно не спасует перед новым. Ведь как известно, настоящая «любовь никогда не перестает», а лишь переходит из одной формы в другую.

Для теста использовались

  • Сетевой проигрыватель Cambridge Audio Azur 851N
  • CD плеер ESOTERIC X-03 SACD
  • Интегральный усилитель Luxman L-590AX Mark II
  • Акустический кабель Nordost Blue Heaven LS

Технические характеристики

Число полос: 3
Количество динамиков: 3
Тип корпуса: фазоинверторный, два порта на передней панели
Тип твитера: 30 мм купольный твитер Wavecor TW030WA11-01
Тип и количество СЧ-излучателей: 1 х 200 мм СЧ-драйвер Beyma с бумажным диффузором, ферритовый магнит
Тип и количество НЧ-излучателей: 1 х 300 мм НЧ-драйвер Beyma с бумажным диффузором, ферритовый магнит, звуковая катушка 2,5 дюйма
Кроссовер: фильтры 2-го порядка
Частоты разделения полос: 300 Гц/3 кГц
Диапазон частот: 45 Гц – 20 кГц, ±3 дБ (35 Гц – 20 кГц, -10 дБ)
Номинальный импеданс: 8 Ом (Мин. 5,20 Ом — 33 Гц)
Чувствительность: 92 дБ (2,83 В/1 м)
Рекомендуемая мощность усилителя: 50-150 Вт
Входные разъемы: 2 винтовые клеммы
Габариты (ШхВхГ): 430 x 1020 x 340 мм (с шипами и подставкой)

Автор фото и текста: Анна Гурьянова

Подготовлено по материалам портала "Soundex.ru", апрель 2019 г. mag.soundex.ru